Страницы

среда, 7 октября 2020 г.

OCT, 7: Манифест русскому искусству (бомбануло) - обзор 1/2 книги Уила Гомперца "Непонятное искусство"

Хотела писать на английском, но я сейчас не в том состоянии, чтобы подбирать слова на языке, на котором пока не могу думать. 

Л. Попова Бакалейная лавка 

Злюся на книжку, на автора, на свою чувствительность 

Сейчас я нахожусь в процессе чтения труда Уила Гомперца "Непонятное искусство". Глава Супрематизм и конструктивизм: русские.

Так вот по мере чтения от Делакруа до Матисса меня забавляла тональность и легкость, с которой он рассуждает об искусстве, разбавляя факты интересными бытовыми зарисовками. Когда же он начал рассказывать о Матиссе и Пикассо мне показалось странным, что он обратил внимание на арт-дилеров из Парижа, коллекционеров из Германии, которые покупали у них картины, но и словом не обмолвился о С.И. Щукине, который не просто покупал, а скупал современное искусство. Был лично знаком с Матиссом и Пикассо, практически отстроил Матиссу студию, а в книге ни полслова, хотя глава о фовизме и кубизме занимает очень серьезный объем и место в повествовании

И вот мы приближаемся к главе, на которой я остановилась

Потому что столкнулась с анекдотичным британским снобизмом (неужели в ХХI веке это еще имеет место быть?!) Глава началась с ретроспективы исторических событий, предвещавших революцию в искусстве России. А именно автор поделился следующими фактами - поражение в японской войне, кровавое воскресение, первая попытка революции, образование Думы, в которую никто не верил, восхождение на политическую арену Ленина (обязательно с упоминанием, что вместе с ним был Сталин, видимо чтобы читатель проникся ужасом... никак иначе. Мы же все знаем как любят демонизировать эту историческую личность). И тут автор поражен что какие-то русские создали великое искусство в духе полной абстракции раньше остальных "ведь они были оторваны от авангарда западной цивилизации"... да-да оторваны... 

И тут он вспоминает о Щукине ("богатый купец, который собрал произведения современного искусства...") и его воскресных экскурсиях для ценителей по своему дому. В числе которых и были молодые авангардисты России

Очень интересным выглядит комментарий, что по его мнению супрематизм и абстрактный экспрессионизм брали идеи друг у друга... На минуточку, супрематизм возник в 1910х годах, а абстрактный экспрессионизм в США после Второй мировой войны... до которой К. Малевич и не дожил. Тут же возникает у автора аллегория что революция в России закончилась холодной войной и поражением, а вот в искусстве все иначе (и на том спасибо...)

К. Малевич - Супрематизм 1916

Д. Поллок - Алхимия 47 (абстрактный экспрессионизм)

Я помню как в последний раз меня так бомбило от пренебрежения к заслугам русского искусства, когда в книге "Главное в истории искусств" Сьюзи Ходж в теме Морской пейзаж были перечислены Тёрнер, Лоррен, Моне... но не был указан даже Айвазовский! Для меня это дикость. Хотя пора давно привыкнуть, что для западной цивилизации есть только Малевич, реже Кандинский и уж совсем изредка Татлин. 

И.К. Айвазовский "Среди волн"



Комментариев нет:

Отправить комментарий