Страницы

среда, 5 апреля 2017 г.

Art and Memory / Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями


Эта картина находится в Феодосии в галереи-доме художника. Она не занимает центрального места в экспозиции, в отличие от произведения "От штиля к урагану". Но именно около этой небольшой картины (по сравнению с остальными огромными полотнами) очень долго стоял папа. Все чаще я стала задумываться что именно он видел, когда смотрел на нее. Какие мысли возникали у него в сознании. Знаете, когда невозможно узнать ответы на самые простые вопросы - начинаешь циклиться вот на таких моментах. Рождаются домыслы, догадки, гипотезы... но нет точного ответа. Меня это гложет и ломает, но я продолжаю смотреть на это полотно и дальше строить гипотезы, догадки, теории. 


Вот что я нашла об описании картины:
Известный российский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский автор множества полотен, на которых главными персонажами выступают огромные и величавые парусники, много моря и бескрайнего неба. Картина «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями написана художником в 1892 году, спустя много лет после событий изображенных на картине.
Передний план полотна занимает пенящееся море, волны недостаточно большие для того, чтобы можно было говорить о буре, но и не слишком маленькие для штиля. В центре картины большое русское парусное судно под названием «Меркурий». В 1829 году «Меркурий» имевший в своем распоряжении 18 пушек и небольшую по численности команду вышел из порта в патруль по проливу Босфор.
Поскольку ветер был слабым, корабль передвигался крайне медленно и был замечен двумя скоростными турецкими кораблями, на борту у которых было не менее 200 пушек и большое количество людских ресурсов на случай абордажа. Сцену поимки русского судна в ловушку и обмена первыми выстрелами и запечатлел на своей картине художник. Два турецких корабля приготовились к легкой победе, которую сулит им положение русского судна, застрявшего и зажатого между ними.
Белые паруса кораблей, пушечные выстрелы, взволнованное море, внезапно сгустившиеся облака, сквозь которые проглядывается голубое небо – все это придает картине необъяснимого колорита, свойственного исключительно полотнам Айвазовского.
В тот день 14 мая 1829 года русский корабль выиграл бой, поочередно потопив суда противника и потеряв всего лишь 4 человек команды, но критики утверждают, что положение судна, придуманное художником, не может соответствовать истине, так как выиграть бой в нем практически невозможно. Впрочем, для красивой картины, несущей в себе героическую идею многое неважно, главное — сокрушительная победа русского духа.



Комментариев нет:

Отправить комментарий